Поглаживая палец у величественного и насмешливо склонившего голову над вашей маленькой головой крутолобого эрмитажного Атланта, задавались ли когда-либо вопросом, что будь он из дерева, или из глины, или из какого-нибудь иного, известного человеческим рукам материала, он вряд ли бы выдержал петербургские косые дожди и заглядывающий из-за угла с Невы ветер, и поглаживания ежедневно сотен тёплых человеческих ладоней?
При рождении в него влито столько энергии и силы Земли, что он навсегда сохранил в себе мощь магматической породы, разрывающей напластования ракушек, тысячелетиями накапливающихся на дне морей, и превращающихся в серую осадочную породу, когда море уходило, исчезало, становилось призраком былой любви и страсти.
Кто скажет, взяв в руки обычный известняк, что огневая тысячеградусная лава, рвущаяся наружу из чрева Земли, захватила его своим телом, и в безудержной жажде перемен обратила в мрамор, серое делая ярким, цветным, неповторимым.
И те, кто вечерами у камина ловит огонь тонкостенными бокалами с вскипающим рубином красным вином, знают – в камне неповторимый уют жизни. И однажды имя вина, - Amarone, - дали прекрасному ониксу...
Добывали камень из Земли.
Известный геолог А.Е.Ферсман всю жизнь удивлялся: “...Извлечь сырой, на первый взгляд неприглядный материал из недр земли и в свете солнца сделать его доступным человеческому созерцанию и пониманию, подобно красоте благоухающих цветов...”
Как человек не старался, не жёг кирпичи, не обрабатывал глину, надёжнее и крепче природного камня ничего не было придумано. Он бросал гранит себе под ноги, глыбами ставил в фундамент, он точил из него колонны и возводил пьедесталы, а камень всё равно не сдавался.
Минул каменный век, когда из обломка скалы, обвязав лоскутом сырой кожи, он делал каменный топор. Человек пошёл на камень с железом, но металл оказался слабее камня. Каждое утро всходило солнце, ночью появлялась луна, и выступали звёзды. Колосились травы и вызревали хлеба, рождались и вырастали дети, а серый камень при дороге, казалось, не менялся во времени. И тогда люди стали поклоняться камню. Из камня вырезать своих идолов, и под ним хоронить стариков, обещая им вечный покой. Камень надевали на палец, как знак верности долгу, и дарили любимой, как зарок нерушимого сердца. На камне выводили тайные письмена, обращаясь к Богу, и сердитый епископ средневековья воскликнул однажды: “Больше по камню читаете, чем в Библии!”, - говоря о том, что все библейские сюжеты человек стал переводить в камень.
Он, казалось, по-прежнему оставался равнодушным и к бедам людским, и к радости.
А художники вкладывали в камень душу.
Микеланджело, живший пятьсот лет назад, камню отдал силу и мощь человеческую, юность, даже в безмолвном покое таящую безудержную энергию, - и сотворил Давида, высотой в четыре метра, с лицом мальчика и взглядом мужа, фигурой юноши и статью воина.
Кого же камень посвящает в свою тайну, кому даёт силу извлечь из себя любое желание – строителю дом, скульптору статую, ребёнку познание мира, когда плоский камешек, брошенный ловкой мальчишеской рукой, шлёпает по поверхности моря: один… два… пять… семь…
Море играет серебром и плавится солнце в белом мраморе, и только скрывшись от прямых палящих лучей под старинными каменными сводами, можно ступить разгорячёнными ступнями на прохладные мраморные плиты пола, выложенного “римской мозаикой”.
Нет ни одного города в мире, где, так или иначе, не воспевали бы красоту камня.
Петербург – город, одетый камнем.
Везде. Под ногами, на уровне плеч и поднятых глаз, и под куполом Исаакиевского собора, где кружится колоннада гранита.
Когда-то труд каменотёса был необычайно тяжёл.
За многие годы работы с камнем люди придумали сначала ручные инструменты, а потом создали мощные машины. Программу по дизайну изделий из камня заложили в компьютер.
И всё же нет красоты камня без человеческих глаз и рук, без любви и внимания, пока не покажется, что дышит он – белый мрамор! – и припадёт к ступням созданной статуи, как сделал это когда-то Пигмалион, больше жизни полюбив созданную им Галатею.
Была в древней стране Лидии, на южной земле, столица – город Сарды.
Славилась земля заманчивым обилием ярких и самоцветных камней. Оттуда и пошли названия – сардоникс, сердолик, оникс. Прошло время, исчезали города и государства, а Сардис остался, созданный трудом людей, творящих из вечного камня радующую красоту.
“Сардис” находится в России, в Санкт-Петербурге, на берегу реки Охты, на улице Бокситогорской, дом два.
Приходишь туда, и попадаешь сразу в музей под открытым небом.
Прямо у порога встречают забавные каменные собачки с “нерусским” выражением лица, серьёзные крохотные дельфины, и весомые, с литым фигурным панцирем черепахи, привезённые из Китая.
Дальше – больше.
Порог перешагнул, – наборные столы из разноцветного камня наяву показывают, как с толком и пользой можно применить даже малые фрагменты камня, соединяя их в калейдоскопе пород, цветов и фактуры.
Еще дальше – услышишь музыку.
Она звучит там, где находятся сотни живых картин, которые никто не писал, - они созданы самой природой. Человек лишь применил современные методы обработки: камень можно отшлифовать или отполировать, сделать фактурным и… выставить на всеобщее обозрение.
Смотри, задыхаясь от восторга на природную академию красок.
Как серый сменяется палевым, разрывая карими цветами полотно мрамора под названием – Paonazzio, мимо которого в Ватикане ежедневно проходит Папа римский, а на одном из самых дорогих камней мира, – Nero Portoro, – можно угадать голову чёрной пантеры Багиры с золотыми глазами…
Нельзя в свой дом или офис заполучить всё. Всё равно не избудет мрамор, привезённый сюда из Италии, Португалии, Испании, Ирана, Южной Африки, Греции, Индии, и – так далее...
Но можно, можно!
Можно из камня сделать роскошный пол, не хуже, чем в итальянских палаццо. И если на юге холодит, то на севере может греть иззябшие ноги, и к тому есть немало современных технологий. Можно камнем выложить стены в самой тёплой из комнат – ванной и придать им вид старинного терма или суперсовременного отеля, украсив инкрустацией и изваяв столешницу под розовый умывальник.
Можно – с помощью художника и скульптора создать любую композицию на заданную тему.
Дерзай, исследователь на земле “Сардис”!
Есть в Риме знаменитый Колизей, возведённый из белого мрамора. Туристы со всех концов света упоённо созерцают его, и на память подбирают небольшие куски мрамора, в изобилии разбросанные поблизости. И мало кто знает, что каждое утро, пока гости итальянской столицы спят младенческим сном в своих отелях, десятки грузовиков привозят из ближних камнеломен обломки мрамора, в художественном беспорядке раскидывая их по кругу.
Иначе давным-давно растащили бы Колизей по камешку.
Но посетителям земли “Сардис” это не грозит.
Даже Пантагрюэлю не под силу поднять хотя бы один слэб из сотен, наличествующих здесь. Изобилие цветов, форм и национальной принадлежности к той или иной части планеты.
Зато для глаз – роскошь гурмана!
Чтобы не ошибиться и не запутаться в выборе, на помощь всегда придут знающие профессиональные менеджеры – всё пояснят, вплоть до того, какой камень годится для пола, какой лучше не брать для камина, а этот украсит любой интерьер, а тот – находка для дизайнера…
А дальше – цеха, где мощные современные станки режут блоки, превращая их в фактурные балясины, мраморные подоконники, крутобокие вазы, строгие постаменты…
Веером рассыпается вода, покрывая бриллиантами брызг невидимый блеск алмаза, - самого крепкого в природе режущего минерала, - и камень подчиняется уму и силе человеческих рук, управляющих машинами, их внимательному взгляду и точному расчёту. Всё, – для того, чтобы камень и дальше украшал человеческую жизнь, верно ему служа, – ему верно служит человек.
С любовью прибывает к ним камень, потому что знает – его здесь с любовью примут,
и красоту его откроют во всех проявлениях безудержной силы природы, которая не перестаёт удивлять, если сам человек не перестаёт удивляться и откликаться тому, что даровано свыше, – мастерством своих рук совершенствовать камень.
Сейчас создают на “Сардисе” шедевры из живого и вечного материала – натурального природного камня. И в этом им помогает производители химии для камня – немецкий концерн AKEMI , компании – производители камнеобрабатывающих машин из Италии, Германии, России.